Основы работы в Photoshop

       

Растяжение и сжатие битов


Манипулирование тонами – осветление или затемнение изображений – одна из самых мощных и высокоэффективных функций Photoshop, которая иногда, кажется, способна творить чудеса, хотя в действительности никакого чуда здесь нет. Если понять принцип манипулирования тонами (а все сводится к тем же нулям и единицам), все выглядит довольно прозаично. Но не стоит сожалеть – несостоявшееся чудо будет с лихвой компенсировано более глубоким пониманием принципов работы Photoshop, а главное, у вас появится возможность осознанного экспериментирования.

Манипулирование тонами – это ключ к правильной настройке контраста – невзрачная, бледная картинка превращается в живое, привлекательное изображение. Тоновая коррекция является основным средством, помогающим не допускать появления тех темных и грязных изображений, которые мы так часто видим и которые готовятся с помощью Photoshop.

Однако роль тоновой коррекции гораздо шире. Исправляя баланс цветов в изображении, вы в действительности изменяете тона цветовых каналов. А работая с масками и альфа-каналами, вы обнаруживаете, что их эффективность во многом зависит от возможности управлять тонами, что позволяет изолировать объект от фона, подчеркивать границы между цветами или контролировать интенсивность фильтров и эффектов.

Регулировка тонов изображения преследует две цели. Во-первых, она исправляет недостатки изображения, как собственные, так и привнесенные в процессе сканирования. Это действие мы будем называть тоновой коррекцией (correction). Во-вторых, регулировать тона приходится для того, чтобы компенсировать ограничения, свойственные печатному процессу. Это действие мы будем называть градационным преобразованием (targeting). Выполнять то и другое можно вместе или по отдельности – каждый из подходов предполагает компромиссы, но разница между тоновой коррекцией и градационным преобразованием очень важна и это надо иметь в виду, так как эти понятия постоянно фигурируют в книге.


Потеря данных при тоновой коррекции


увеличить изображение
Если внешний эффект последовательной тоновой коррекции может быть незначительным, то воздействие на данные изображения – огромным, что и подтверждает гистограмма


увеличить изображение

Гистограмма градаций серого для правой части изображения


До тоновой коррекции


Рис. 6.2.  После трехкратного изменения гаммы



Разница - это детали: проблемы тоновой коррекции

Что мы имеем в виду, говоря об информации в изображении? Всего лишь разницу в цвете примыкающих друг к другу пикселов, которая и составляет детали изображения. Если разница эта очень мала, увидеть ее невозможно (особенно в тенях), тем не менее она есть и лишь ждет, чтобы ее проявили. Чтобы сделать детали различимыми, следует увеличить разницу между соседними пикселами.

Цвет шума. Разница, однако, не всегда означает наличие деталей в изображении. Большинство сканеров, особенно дешевые планшетные модели, способствует образованию ложной разницы между пикселами (см. рис. 6.3). Это не детали, а просто помехи (как статические разряды в эфире, заглушающие радиопередачи) – одно из наименее желательных для нас явлений. Photoshop не различает, где настоящая информация изображения, а где привнесенные устройством шумы. Вы сами должны определить, что здесь детали, а что помехи, затем подчеркнуть первое и свести до минимума второе.

Как выглядит шум






Грязное сканированное изображение. Такой шум создает проблемы для тоновой коррекции




Рис. 6.3.  Это сканированное изображение более чистое и корректировать тона здесь легче

Постеризация. Шумы – не единственная проблема, с которой приходится иметь дело при коррекции тонов. Есть еще и такое явление, как постеризация – резкие, отчетливо различимые ступенчатые переходы между уровнями серого (см. рис. 6.4).




Рис. 6.4.  Эффект постеризации



Серые пикселы в Photoshop имеют всего 256 возможных градаций (это не относится к многобитовым изображениям; см. "Преимущества многобитовых изображений", лекции 13 "Ввод изображений"). Когда вы пытаетесь сделать темные пикселы более различимыми, те иногда начинают выделяться настолько, что на месте плавных переходов в изображении появляются пятна. Это представляет проблему, особенно когда в изображении много шумов – пятна могут оказаться не деталями, а помехами. Постеризация усиливается также с повышением резкости.

Потеря деталей в светах. Когда вы подчеркиваете детали в одной части тонового диапазона, увеличивая слабые различия между пикселами (расширяете диапазон), вы теряете детали в других областях, нивелируя пикселы, которые и так мало чем отличались друг от друга (сжимаете тоновой диапазон).

Так, если для проявления деталей в тенях вы растянете тени, света неизбежно сжимаются (см. рис. 6.5). Когда два разных пиксела становятся одинаковыми, деталь безвозвратно пропадает. Говоря о "потере" информации, мы имеем в виду именно это.

Средства контроля тонов в Photoshop позволяют кардинально улучшать изображение, но в то же время могут и напрочь загубить его. Здесь приходят на ум разные банальности, вроде – два раза хорошо не бывает, за все надо платить и т. д. Но усвойте главное – любые манипуляции с тонами в Photoshop приводят к утере информации изображения. Весь трюк заключается в том, что отредактированное изображение должно выглядеть лучше, чем прежде, даже если информации в нем стало меньше.

Утеря деталей в светах


увеличить изображение
До тоновой коррекции


увеличить изображение
Рис. 6.5.  После тоновой коррекции

Тоновая коррекция с целью проявления деталей в тенях неизбежно ведет к потере деталей в светах

Что произошло? Сначала вы осветлили средние тона, растянув тени и сжав света. Во втором случае вы, наоборот, затемнили средние тона, растянув света и сжав тени.

В результате растягивания и сжатия информация в некоторых уровнях оказалась утерянной. Вместо плавного цветового перехода, где в каждом из уровней от 0 до 255 присутствовали пикселы, появились полосы, поскольку некоторые уровни оказались пустыми – если посчитать, наберется 76 невостребованных уровней.

Вызвав диалоговое окно Levels еще раз, вы увидите, что гистограмма стала похожа не гребенку. Пробелы – это невостребованные области тонового диапазона, где нет пикселов. Вы выбросили от четверти до трети информации о тонах и тем самым открыли путь нашему заклятому врагу – постеризации.

Если повторить те же манипуляции с гаммой, вы увидите, что с каждым разом полосы становятся еще отчетливее, так как снова и снова происходит утеря тоновой информации. Проделав это раз шесть, вы получите файл с 55 уровнями серого вместо 256. Вернуть утерянную информацию уже невозможно.


Содержание раздела