Основы работы в Photoshop

       

Передача смысловых значений цвета


Главное задача системы управления цветом заключается в том, чтобы передавать смысловые значения цветов – превращать неоднозначные величины RGB и CMYK в однозначные. Для стабильной передачи цвета от устройства к устройству система должна знать, как входящие в цепочку устройства видят, отображают и печатают цвета. Когда CMS имеет достаточно сведений о конкретном сканере, она способна интерпретировать поступающую цветовую информацию и определять, как выглядят цвета оригинала в действительности. Затем, зная, как отображаются цвета на вашем экране, система подстраивает цвета изображения, чтобы его экранный вариант как можно больше походил на оригинал. Наконец, располагая информацией о принтере, CMS снова подстраивает цвета, чтобы те правильно выглядели на печати.

Встраивание профиля. Если вы встраиваете профиль в изображение, оно от этого не изменяется. Вы просто определяете, что означают числа в этом файле в смысле реальных цветов, которые мы можем видеть. Без встроенного профиля числа в этом файле не являются однозначными и доступны для различных интерпретаций. Встраивание профиля просто информирует приложения, поддерживающие управление цветом, какую интерпретацию вы хотите придать этим числам. Встраивание профиля – это наиболее простой способ передачи смысла цветов, содержащегося в цифровой версии конкретного изображения.

Профиль источника и целевой профиль. Когда вы "просите" систему управления цветом выполнить реальное преобразование, то есть изменить числа в файле изображения, CMS требуется знать, откуда поступили эти аппаратно-зависимые значения цветов и на какое устройство вы хотите их направить. Открывая или создавая изображение, вы должны сообщить CMS об этом, указав профиль источника и целевой профиль.

Профиль источника (который иногда уже встроен в файл) как бы констатирует: "Эти RGB-данные получены с такого-то сканера" или "Эти RGB-данные данные редактировались на таком-то мониторе", и CMS определяет, как выглядят эти цвета в действительности. Целевой профиль сообщает CMS, куда направляется изображение, чтобы механизм мог проконтролировать правильную цветопередачу.

Представьте на минуту, что система управления цветом – это машина-полиглот для перевода текстов с одного языка на другой. Попробуйте дать ей несколько фраз, не снабдив их никакой дополнительной информацией – машина ничего не сделает. Если же сообщить, что это текст на французском языке (профиль источника), она сразу начинает понимать его смысл. А если вы сообщите, что сами говорите по-русски (целевой профиль), машина начнет переводить, правильно передавая смысл каждой фразы.

Процесс обработки цвета. Вернемся к изображениям: просканировав фотографию, вы получаете массу RGB-данных. Но чтобы Photoshop знал, какие именно цвета должны представлять все эти значения RGB, вы должны сообщить ему, что RGB-данные получены с такого-то сканера. Указывая профиль сканера в качестве профиля источника, вы тем самым даете Photoshop понять, что это не просто какие-то RGB-данные, а четко определенная профилем этого сканера цветовая информация.

Чтобы изображение на принтере соответствовало оригиналу, нужно в качестве целевого профиля выбрать профиль этого принтера. CMS использует профиль сканера как скрытый декодер, который определяет, какие цвета (в эталонном цветовом пространстве) представляют RGB-значения в данном изображении. Затем CMS рассчитывает новые RGB- или CMYK-значения, исходя из профиля конкретного принтера, чтобы получать те же цвета, когда они выводятся на принтере.

Единственное, что делают системы управления цветом – это переводят цветовые данные из цветового пространства одного устройства в цветовое пространство другого – с одного "языка" на другой. Как правило, обращения к CMS – это указания обеспечить соответствие цветов при переходе от профиля источника к целевому профилю, и эта двухступенчатая операция является составной частью метода, посредством которого Photoshop 6 управляет цветами.

Методы воспроизведения. Есть еще один важный аспект. Каждое устройство имеет фиксированный диапазон цветов, которые оно может воспроизводить в соответствии с физическими законами. Ваш монитор не может воспроизвести более насыщенный красный цвет, чем это позволяет красный люминофор данного монитора. Ваш принтер не может воспроизвести более насыщенный голубой цвет, чем это позволяет голубая краска данного принтера. Диапазон цветов, которые может воспроизводить определенное устройство, называется цветовым охватом (color gamut). Цвета, представленные в пространстве источника, но не воспроизводимые в целевом пространстве, называются цветами "вне целевого охвата". Поскольку эти цвета нельзя воспроизвести в целевом пространстве, нам приходится заменять их некоторыми другими цветами.

Спецификация профиля согласно ICC включает четыре различных метода обработки выходящих за границы цветов, которые называются методами воспроизведения. (В диалоговых окнах Photoshop 6 они представлены полем Intent.) Эти четыре метода действуют следующим образом:

  • По зрительному восприятию (Perceptual). При этом методе программа пытается сжать цветовой охват пространства источника до цветового охвата целевого пространства таким образом, чтобы сохранить все цветовые взаимосвязи и, тем самым, внешний вид изображения в целом, даже при некотором изменении всех цветов изображения в яркости или насыщенности. Это вполне подходящий вариант для изображений, содержащих существенные цвета, выходящие за границы целевого охвата.
  • С передачей насыщенных цветов (Saturation). При этом методе полнонасыщенные цвета источника отображаются на полнонасыщенные цвета целевого охвата без связи с цветовым тоном или яркостью. Он вполне подходит для круговых диаграмм и прочей деловой графики, где нужны только выделяющиеся цвета, но не годится для чего-то другого.
  • Относительный колориметрический (Relative Colorimetric). При этом методе белая точка источника отображается на белую точку целевого охвата, поэтому белая точка результата – это белая точка на бумаге, а не в пространстве источника, а они могут отличаться. Поэтому все цвета внутри охвата целевого устройства передаются точно, а цвета вне границ этого охвата воспроизводятся ближайшим реализуемым цветом (усечение цветового охвата). Для изображений, не содержащих существенных цветов, выходящих за границы целевого охвата, это часто лучший вариант, чем Perceptual, поскольку цвета источника сохраняются в большей степени.
  • Абсолютный колориметрический (Absolute Colorimetric). Это почти такой же метод, как Relative Colorimetric, но без пересчета белой точки. Если пространство источника содержит голубовато-белый, а результаты выводятся на желтовато-белой бумаге, то метод Absolute Colorimetric приведет к тому, что принтер будет добавлять небольшое количество голубой краски на белых участках, чтобы имитировать белый цвет оригинала. Он обычно используется только для цветопроб (см. "Управление экранными цветопробами" ниже в этой лекции).


Если вы используете какую- либо CMS для преобразования данных из одного цветового пространства в другое, то должны передать ей три блока информации: профиль источника, целевой профиль и метод воспроизведения. Эти три элемента вы можете трактовать следующим способом: откуда поступает цвет, куда направляется цвет и каким образом вы хотите там получать этот цвет. Но прежде чем приступить к активной работе, преобразуя изображения из одного пространства в другое, требуется одно небольшое предостережение.

Преобразование пространств и потеря данных. Помните, что даже лучшие CMS слегка ухудшают изображение при переходе из одного цветового пространства в другое. Даже имея дело с очень точными преобразованиями, вам все же следует ограничить их количество (любое преобразование цветовых пространств сопряжено с некоторыми потерями вследствие ошибок округления и квантования). Вот почему в Photoshop принят несколько иной подход к управлению цветом, чем в большинстве других приложений. Вместо непосредственного преобразования изображений из цветового пространства одного устройства в цветовое пространство другого, что ухудшает качество изображения, в Photoshop предлагается вполне обоснованное место для работы с изображениями: аппаратно-независимое рабочее пространство RGB (его иногда также называют RGB-пространством редактирования).


Содержание раздела